Климушкина Анна Евгеньевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №33"

проект по экспериментированию

Муниципальноебюджетное образовательное учреждение

«Детскийсад №33»

 

 

 

ПРОЕКТ

Тема:

«Занимательнаябумага»

 

 

 

Автор:Климушкина Анна Евгеньевна 

 

 

Рязань,2019г.

Автор: КлимушкинаАнна Евгеньевна

Вид проекта:познавательный, творческий, групповой.

Срокреализации: 3 месяца.

Участникипроекта: Дети средней группы, воспитатели, родители детей.

Актуальность:

На сегодняшний день темапроекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детейдошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которыхребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов ипрактическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира иэкспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники,знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но ипотрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. Вэтом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, какзамерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличииобъектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты,самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемогоявления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условиядля возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимостифизических явлений для человека и самого себя.

Дети, особеннодошкольного возраста, тянутся ко всему неизвестному. Задача родителей ивоспитателей помочь им в этом. Стоит направить и поддержать стремление малышейк познанию. Познавательно исследовательская деятельность положительно влияет наразвитие детей дошкольного возраста. Этот метод познания помогает нагляднопродемонстрировать свойства объектов, выявить закономерности, провестианалогии. Опыты и эксперименты вызывают у малышей неподдельный восторг.

Казалось бы, что необычного может быть в бумаге? Дети видятее каждый день, пользуются ею на занятиях ИЗО и делают из нее поделки иоткрытки. Но как они удивятся, узнав про нее столько нового. Мы привыкли использоватьбумагу для творческого развития ребенка: аппликации, поделки, рисование. Носегодня мы предлагаем вам провести ряд опытов для детей с бумагой.

Этиопыты просты в реализации и не потребуют от вас дополнительных материальных иливременных затрат. При этом они наверняка разнообразят ваши занятия сдетьми, а вы сможете продемонстрировать ребенку в игровой форме некоторыефизические и химические явления.

Цели: поддержкаисследовательского поведения детей. Способствовать развитиюинтереса детей к познавательно исследовательской деятельности, обновить знаниядетей о процессе изготовления бумаги.

Задачи:

- Развитие познавательных способностей детей впроцессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов сбумагой.

- Уточнить представление детей о бумаге и еёсвойствах, процессе изготовления и ее применение.

- Помочь детям с помощью разнообразных приёмовопределить свойства бумаги.

- Учить анализировать, делать простейшиеумозаключения.

- Развивать обследовательские действия и уметьустанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различныхдействий с бумагой.

- Воспитывать интерес к познанию окружающегомира, любознательность.

- Систематизировать знания о свойствах бумаги, еевидах и назначении. Формировать навыки внимания, память и мышления, развиватьмелкую моторику рук.

- Обогащение активного словаря: шероховатая,глянцевая, гофрированная, тонкая, гладкая. Развитие умениявыражать свои мысли, используя все части речи. Развивать речь и памятьдетей.

- Учить детей делать выводы по окончаниюкаждого опыта.

Предполагаемый результат:

1.Способность ребенка к самостоятельному решениюдоступных познавательных задач.
2.Умение использовать разные способы и приемы познания.
3.Интерес к экспериментированию с бумагой у детей.
4.Готовность к логическому познанию.

Предметно-пространственнаясреда для экспериментирования

Организация пространства

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

3. Место для хранения материалов.

4. Место для проведения опытов.

Приборы иоборудование для экспериментирования с бумагой:
Ножницы,мел, клей, кнопки с острой иголкой, ватные палочки, трубочка пластиковые,воздушные шары, магниты, песочные часы, фломастеры карандаши, свеча, резинки.

Емкости: подносы, тазики, стаканчики.

Материалы: растительное масло, лимонныйсок и молоко (непосредственно к каждому опыту), вода, камни, деревяшки,салфетки, бумага и картон на каждого ребенка

Альбом с бумагой: бумага -  для документов, альбомная, для черчения, дляакварели, матовая цветная, глянцевая цветная, мелованная цветная,гофрированная, калька, копирка, самоклеющаяся с блестками, самоклеющаяся;картон – белый, мелованный цветной, глянцевый цветной, матовый цветной,бархатный; фотобумага, фольга, бумага для запекания, пищевая, бумажноеполотенце, упаковочная, картон для коробок, туалетная бумага, салфетки сухие ивлажные, бумажная скатерть, журнал, книга, газета, обои.

Предварительнаяработа:

·        Подобрать методическуюлитературу по теме.

·        Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность

данной темы.

·        Создать развивающую среду: атрибуты для исследовательскойдеятельности; дидактические игры, загадки, иллюстрированный материал,художественную литературу по теме

·        Подобрать материал,оборудование для создания уголка.

·        Создать коллекцию с разнымивидами бумаг и предметов, сделанных из бумаги.

·        Создать книжку со схемами опытов

·        Создать картотеку опытов поэкспериментированию с бумагой

Работас родителями:

1. Консультация дляродителей «Организациядетского экспериментирования в домашних условиях».

2. Папка-передвижка«Простые опыты с бумагой»

3. Оказание помощи всоздании уголка экспериментирования.

4. Подбор материалов,предметов для коллекций.

Перспективноепланирование опытов и экспериментов.

месяц

Формы и методы работы с детьми

сентябрь

Теоретический блок

Беседа «История изобретения бумаги»;

Беседа «Как делают бумагу»;

Знакомство и изучения различных видов бумаги;

Д/и «Найди, что покажу»;

Отгадывание загадок;

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

октябрь

Экспериментальный блок

Просматривание мультфильма «Фиксики. Бумага. Сезон 1, серия 41;

Рассматривание книжки со схемами опытов;

Д/Игры – «Нади, что назову», «Угадай, что в руке», «Чудесный мешочек 1»,  «Опиши, мы отгадаем 2»;

Занятие «Секреты обыкновенной бумаги»;

Опыты «Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени», «Цветы лотоса»,  «Танцующая фольга».

ноябрь

Экспериментальный блок

Просматривание мультфильма «Новаторы. Бумага. Сезон 3, серия 8»

Рассматривание лепбука «Предметы из бумаги»;

Д/игры «Чудесный мешочек 2», «Опиши, я отгадаю», «Опиши, мы отгадаем 1»;

Опыты «Секретное письмо», «Вдвоем веселее», «Можно ли склеить бумагу водой?»;

Размещение в родительский уголок папки-передвижки «Простые опыты с бумагой».

 

 

 

 

 

 

Конспект беседы «История изобретения бумаги»

 

Изобрели бумагу китайцы. Около 2000 лет тому назад, когда вЕвропе греки и римляне писали еще на египетском папирусе, китайцы умели ужеделать бумагу. Материалом служили им волокна бамбука, некоторые травы и староетряпье. Поместив материал в каменную ступу, они растирали его с водой в кашицу.Из этой кашицы они отливали бумагу.
   Формой для отливки служила имрамка с сетчатым дном, сделанным из тоненьких бамбуковых палочек и шёлковыхнитей. Налив в форму немного кашицы, принимались трясти форму во всехнаправлениях, чтобы волоконца переплелись и образовали войлок. Вода стекала, ана сетке оставался сырой бумажный лист. Его осторожно снимали, клали на доску ивысушивали на солнце. Пачку листов отжимали в заключение под деревяннымпрессом.
   Таким ручным способом китайцыделали бумагу.
   Удивительный это народ! Начиная сбумажного абажура и кончая книгой или фарфоровой вазой – китаец во всевкладывает массу терпения и изобретательности. Китайцы раньше европейцевдодумались до фарфора, книгопечатания, пороха, бумаги.
   Прошло много лет, прежде чембумага попала из Азии в Европу. Случилось это вот как.
   В 704 году арабы завоевали городСамарканд в Средней Азии. Вместе с другой добычей они вывезли оттуда секретизготовления бумаги. В завоеванных арабами странах: Сицилии, Испании, Сирии –появились бумажные фабрики. Была такая фабрика, между прочим, и в сирийскомгороде Мамбидше, или, как произносили европейцы, Бамбице. Вместе с другимивосточными товарами: гвоздикой, перцем, благовонными маслами – арабские купцыпривозили в Европу «бамбицину» – бумагу, сделанную в городе Бамбице. Отэтого-то слова и произошло, вероятно, наше слово «бумага».
   Самой лучшей считалась багдадскаябумага, которая шла в продажу в виде листов большого размера. В Египтеизготовлялось много сортов, начиная от огромных листов александрийской бумаги икончая крошечными листочками, которые употреблялись для голубиной почты.
   Делали эту восточную бумагу изстарого тряпья. На вид она была желтоватая, с темными пятнами. На свет видныбыли даже кое-где кусочки тряпок.
   Прошли века, прежде чем в Европепоявились свои бумажные фабрики, или «бумажные мельницы», как тогда говорили. ВXIII веке такие мельницы можно было уже найти и в Италии и во Франции.
   Случается иногда, что в рукиисторика попадает старинная грамота или историческая запись, в которой неуказан год ее составления.
   Как этот год узнать?
   Ученый обращается заразъяснениями к самой бумаге: рассматривает ее на свет. И потом говорит: «Этаграмота написана не ранее 1317 года, потому что бумага, на которой ее написали,сделана была в 1317 году; а вот эта грамота написана на столько-то лет позже».
   Каким образом узнал это ученый?
   И что такое видит он,рассматривая бумагу на свет?
   Видит он на бумаге прозрачныйводяной знак.
   У каждого мастера был свойводяной знак, своя марка. Нередко мастер, кроме знака, проставлял также год исвою фамилию. Марки бывали самые разнообразные: маркой могла быть и головачеловека, и половина оленя, и башня, и верблюд, и перчатка, и единорог, и лев,и русалка, и крылатый лев с птичьей головой, и папа римский, увенчанный тиарой,с ключом в руках.
   Водяной знак получали такимспособом. Бумагу отливали в форме с дном из проволочной сетки. Из проволокиделалась также фигура, которая укладывалась на дно формы. Там, где былапроволока, бумага ложилась более тонким слоем чем в других местах. Поэтому,рассматривая бумагу на свет, вы и видите прозрачные полоски в том месте, гдебыла проволочная сетка, и водяной знак там, где была проволочная фигура.
   Самый старый водяной знак – этокруг. Увидев на бумаге этот знак, вы можете сразу сказать, что бумага сделана в1301 году.
   К нам бумага попала в XIV векечерез Новгород, куда ее привезли ганзейские купцы. Бумага эта была итальянская.В XVII веке путешественник Барберино побывал в Москве. В своем дневнике онпишет: «Затеяли они также ввести делание бумаги и даже делают ее, но все еще немогут ее употреблять потому, что не довели этого искусства до совершенства».
   Первая русская бумажная мельницапостроена была на реке Уче, в 30 верстах от Москвы. Но она работала недолго.
   Лет через сто опять построилибумажную мельницу, на этот раз на реке Пахре, рядом с мукомольной мельницей.Помощником бумажного мастера был «хлебный мельник». Начали делать бумагу, новесной 1657 года «пошла вода с гор и учала плотину портить». Мельница быларазрушена. Вместо нее построили другую, на реке Яузе.
   Бумагу делали на этой фабрикебольшого размера с водяным знаком, изображавшим герб города Амстердама. Этопотому, что наши «бумажные мельники» старались делать бумагу по образцуголландской, которая тогда считалась лучшей.
   В XVII веке бумага ужерасходовалась у нас в большом количестве. На ней печатали книги, которыепродавались в книжном ряду в Китай-городе.
   На ней в приказных канцелярияхписали и переписывали бесконечные выписи и отписки, памяти и указы, челобитныеи розыски. Вместе с бумагой появилась, словно ее тень, и бумажная волокита.Нередко какое-нибудь «сыскное дело о чародействе и порче» тянулось годами.
   «А дела клеили в столбцы исбирали в годовые большие столпы, которые, лежа в палатах, от сыростирасклеивались и гнили, и мыши их портили. И от того многие старые дела,докладные выписи и указы, валяясь по разным местам в небрежении, терялись ивовсе пропадали».
   Так говорится в одной старой«грамоте» – 1700 года.
   Один путешественник оставил намописание московской канцелярии XVII века:
   «Между тем рассматривал янаходящиеся в сем же здании канцелярские комнаты. Они все под сводами, смаленькими окнами и похожи на темницы. На сей раз тут находились одни лишьканцеляристы, которые сидели по два человека на ящиках, стульях и скамейках,иные выше, другие ниже, без всякого порядка. Я даже видел одного, стоявшего наколенях. Они все занимались письмом или перебиранием свитков бумаг, которыеразвивали и свертывали с большой ловкостью. Сии свитки суть длинные полосы,составленные из листов бумаги, вдоль разорванных и склеенных».
   Бумага шла к нам в это времяглавным образом из Голландии. Петр I велел в 1716 году построить бумажнуюмельницу около Дудергофа, а в 1720 году была построена и вторая «мельница» – за«Галерным двором».
   Бумагу этих «мельниц» можноузнать по водяному знаку: как и на гербе Петербурга, на ней были изображеныякоря. Был издан указ о том, что бумага будет продаваться в Адмиралтействе, иоб этом объявлено было во всеуслышание с барабанным боем.
   Конечно, на этом история бумагине заканчивается. Можно бы многое рассказать о современных бумажных фабриках, гдеработают гигантские машины – самые большие машины в мире, о целлюлозно-бумажныхкомбинатах, которые, подобно сказочному великану, ежедневно «поглощают» целуюнебольшую рощицу деревьев. Но это особая тема.

 

 

 

 

 

 

 

Конспект беседы «Как делаютбумагу»

 

Люди на всейземле потребляют невероятное количество бумаги. Один человек потребляет около150 килограмм бумаги в год. Это наши тетради, журналы, книги, бумажные пакеты икартонные коробки для упаковки, бумага, которая используется в гигиеническихцелях, салфетки, бумажные полотенца и туалетная бумага.

Многиеизделия из бумаги производятся из вторичного сырья, то есть из макулатуры. Высококачественнаябумага для офисов и журналов производиться из целлюлозы. Чем более развитастрана, тем больше бумаги она потребляет.

Производствобумаги очень вредно дляокружающей среды, заводы по производству бумаги выделяют очень многоуглекислого газа в атмосферу. Но начнём всё по порядку, для этого необходимоотправиться в лес, ведь именно деревья, а точнее волокна целлюлозы в ней,служат сырьём для получения бумажной продукции.

Частьдревесины используемой для получения бумаги это низкорослые или больныедеревья, их вырезают, чтобы они не мешали другим деревьям расти и развиваться.Используют и ветки больших деревьев, из которых производят доски, а ветки идутна производство бумаги.

Каждый этаппроизводства бумаги очень вреден. Сначала древесину моют и очищают от коры,затем её измельчают для получения в дальнейшем волокон целлюлозы.

Бумага – это сплетение волокон целлюлозы,основного составляющего древесины. Они расположены очень близко друг к другу, амежду ними течет сок деревьев. Эти волокна в природе скреплены между собой чемто вроде клея.

Что быполучить целлюлозу древесные щепки помещают в огромный чан с водой ихимикатами. Эти химические составляющие помогают расщепить природный клей иполучить волокна. Этот процесс производства самый вредный. Полученные волокнавыпрямляются и промываются, затем проходят отбеливание с помощью хлора илиперекиси водорода. Затем волокна высушивают и разглаживают при помощи множествавращающихся горячих барабанов. В конце бумага выходит плотной и совершенносухой и её наматывают в огромные рулоны.

Если необходимо получить цветную бумагу или картон при варкедобавляют красители.

Вы знаете, что бумагу так же можно получить из макулатуры.Для этого бумагу измельчают и отправляют в огромные котлы с водой, что быотмыть её от типографской краски и чернил при помощи химикатов. В результатеэтого процесса получают эдакое бумажное тесто. Затем эту массу фильтруют, аводу сливают. Для большей белизны бумаги используют красители. Такой способполучения бумаги менее вредный для окружающей среды.

Бумажная фабрика

Основным сырьемдля производства бумаги является древесная целлюлоза. Целлюлозу получают излесных пород: в основном из ели, сосны и березы, но используют также эвкалипт,тополь, каштан и другие деревья.

На фабрике машины сдирают с нихкору, измельчают в щепки.

Самыйэкономичный способ получения древесной целлюлозы - механический: надеревообрабатывающем предприятии лесоматериалы измельчаются до крошки, котораясмешивается с водой. Бумага, изготовленная на основе такой целлюлозы, непрочнаи чаще всего идет на производство, например, газет.

Бумагу болеевысокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такойдревесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр и модных журналов, атакже прочные оберточные материалы.

В этом случае щепки сортируют поразмеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальныхмашинах, куда добавляют кислоту.

Очищенную иразваренную древесину фильтруют и промывают, чтобы очистить от примесей.

Кобрабатываемой бумажной массе может быть добавлена макулатура, но лишь послеудаления чернил. На этом этапе производства обрабатываемая масса, состоящая издревесных волокон и воды, называется бумажным сырьем.

Затем наспециальной перерабатывающей машине меняются форма и структура бумажныхволокон. Для этого к бумажному сырью добавляют дополнительные вещества.Например, клеи - их присутствие в писчей бумаге отталкивает влагу. Или смолы -благодаря им, написанное на бумаге чернилами на водной основе, не растекается илегко распознается человеческим глазом. Бумага, используемая для печатания, нетребует такого проклеивания, как писчая, потому что печатные краски готовятсяне на водной основе и не растекаются.

После этогобумагу окрашивают в смесителе, куда добавляют красители или пигменты, -например, мелко размельченные вещества для мелования. Так, добавки каолинаделают бумагу белой и непрозрачной.

 

Бумажнаямасса, превращенная в кашицу, попадает в бумагоделательную машину.

Сначалакашица выливается на сетку бумагоделательной машины. Эта сетка натянута на двавала и все время вращается, перенося бумажную кашицу вперед. На сеточномучастке начинается образование бумажного полотна, называемое формованием листа.Это происходит благодаря удалению воды из волокнистого материала. По мерепродвижения бумажной массы по ленточному конвейеру часть содержащейся в нейводы вытекает через ячеистые отверстия, и бумажные волокна начинают сплетатьсядруг с другом, образуя так называемую рулонную ленту.

12 января 2020 в 16:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.