Климушкина Анна Евгеньевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №33"
игры на коммуникациютерритория психологической безопасности
Картотека игр направленных на развитие коммуникативных способностей, разработанная в рамках реализации мини-проекта «Развитие коммуникативных навыков у детей 5-7 лет»
Автор: Климушкина Анна Евгеньевна Воспитатель МБДОУ №33
Рязань, 2019г. Картотека игр направленных на развитие коммуникативных способностей.
«Земля, Луна, Воздух.» Цель: развитие внимания, сплочение группы. Описание игры: Педагог. Когда я буду говорить «Земля», вы должны присесть, «Луна» - встать, руки вверх; «воздух» - встать, руки в стороны Повтори движение. Цель: развитие внимания, сплочение группы. Описание игры: A.Взрослый (или ребенок) показывает различные движения, дети повторяют. B. Педагог показывает детям карточки с изображением (реальным или схематическим) различных движений, дети повторяют. Найди друга. Цель: развитие сплоченности группы. Описание игры: Одному ребенку завязывают глаза, остальные с закрытыми глазами сидят на ковре. Ведущий подводит водящего к участникам, он должен на ощупь угадать, кто перед ним. Дождик. Цель: сплочение группы. Описание игры: Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе. Темп меняется несколько раз. Тень. Цель: развитие сплоченности группы, наблюдательности. Описание игры: А. Ведущий ходит по помещению и делает разный движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстра и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется. Сделай все наоборот. Цель: развитие внимания, сплочение группы. Описание игры: Дети идут по кругу, педагог говорит «Быстро» (надо идти медленно, «Высоко»! (надо идти приседая, «Тяжело!» надо идти легко, «Руки вперёд» (руки назад, «Руки вверх»(руки вниз) и т. д.
Дорога. Цель: создание и поддержание работоспособности, сплочение группы. Описание игры: Педагог. Взялись за руль, завели моторы: «p-р-р». Наша машина едет по гладкой дороге, но вот стал попадаться песок (трут ладошку о ладошку). На дороге появились камешки (хлопки по коленям). Теперь машину стало сильно трясти (топают ногами). Снова пошла гладкая дорога и т. д. несколько раз. Дракон кусает свой хвост. Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. Описание игры: Один ребенок — «голова» (надевает шапочку, другой «хвост». Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний —«хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно! Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях, Шум растет. Цель: развитие внимания, сплочение группы. Описание игры: Педагог. Представьте, что на свете жил-был маленький Шумок. Разговаривал он так: «Ш-ш-ш». Но Шумок постепенно рос, взрослел и разговаривал уже по-другому: «Ж-ж-ж-ж!», и, наконец, Шумок превратился в настоящий Шум: «Ж-жжжж! Давайте все вместе покажем, как рос Шумок! На лесной поляне. Цель: создание и поддержание работоспособности. (Желательно распределить роли,затем поменяться ролями) Описание игры: Педагог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители — всевозможные букашки, таракашки. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело - скачут по поляне. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жучки жужжат и перелетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки - непоседы снуют туда-сюда. Слепой и поводырь. Цель: развитие доверия друг другу. Описание игры: Дети становятся в пары. Один — «слепой», другой — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут. БИП. Цель: развитие слухового внимания, сплочение группы. Описание игры: Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза. Один ребенок говорит «Бип», водящий старается узнать его по голосу Иголка и нитка. Цель: создание и поддержание работоспособности Описание игры: Под веселую музыку педагог играет роль иголки, остальные дети — роль нитки. «Иголка» бегает по комнате, «петляет», а «нитка» (группа детей, выстроившаяся друг за другом) — за ней. «Стоп, хлоп, раз» Цель: развитие внимания, сплочение группы Описание игры: Дети идут друг за другом. На сигнал «Стоп» все останавливаются, на сигнал «Хлоп» — подпрыгивают, а на сигнал «Раз» — поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Игра повторяется три раза, Молекулы и атомы. Цель: развитие взаимодействия детей в группе. Описание игры: Играющие на ограниченном пространстве хаотично движутся. По сигналу они должны как можно быстрее разбиться на группы с таким количеством, какое сказал ведущий. Затем дети опять расцепляются и продолжают ходить хаотично до следующего сигнала.
Дотронься до… Цель: развитие сплоченности группы. Описание игры: Педагог говорит: «Дотронься до. синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Замечание: педагог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника Можно усложнить задачу, поставив условие, что нельзя дотрагиваться до того, кто дотронулся до тебя. Шторм. Цель: развитие внимания, сплочение группы. Описание игры: Когда педагог говорит «Солнечная, ясная погода», — все дети двигаются под музыку. Когда он говорит «Шторм», — дети должны встать в плотный круг.
Ветер, дождь и гром. Цель: развитие внимания, сплочение группы Описание игры: Педагог. Сейчас каждый должен в точности повторить то, что я буду делать. Сначала я буду тереть ладони друг о друга — это ветер. Теперь я буду мягко хлопать по коленям — это дождь. За-тем я буду попеременно стучать ногами по полу — это гром. Затем педагог несколько раз в различной последовательности говорит «ветер», «дождь», «гром», а дети выполняют соответствующее движение. Затем дети меняются ролями. Кто я? Цель: развитие способности понимать и выражать эмоции. Описание игры: Педагог вызывает по одному ребенку, говорит ему тихо, какое животное ему изобразить (или ребенок придумывает сам): медведя, лису, волка, зайца. Остальные дети отгадывают, какое это животное. Условие — у животного определенное настроение: веселое, грустное и др. Зайчики. Цель: развитие способности понимать и выражать эмоции. Описание игры: Педагог. А тут живут зайчики! Один из них всех, боится. Покажите, как он трясется от страха. Другой — смелый заяц. Встаньте и смело скажите: «Я никого не боюсь!» Каждый ребенок встает на стул и говорит эти слова. Зайки на лужайке. Цель: развитие способности понимать и выражать эмоции. Описание игры: Педагог. Я буду читать вам стихотворение, а вы будете изображать таких зайчиков, про которых говорится в стихотворении. Дети встают, изображают зайцев На цветной, лесной лужайке Повстречались наши зайки. Первый зайчик был веселый — Он пойдет сегодня в школу (дети показывают, А второй — тот загрустил: Папа в школу не пустил (дети показывают). .. Третий зайчик удивился И за голову схватился (дети показывают). А четвертый — испугался: Он ведь тоже в класс собрался (дети показывают! Ну а пятый был спокоен (дети показывают, Успокоил, как всегда: «Вы немножко подрастете, В школу все тогда пойдете!» Все обрадовались зайки, Скачут, пляшут на лужайке, Подрасти хотят скорей, Чтобы в школу побыстрей! (Прыгают, хлопают, радуются.) Передай по кругу. Цель: развитие способности понимать и выражать эмоции. Описание игры: Дети встают в круг, передают мяч, который ведущий называет по-разному: «горячая картошка», «льдинка», «бабочка», «цветочек», «пушинка» и т. п. Дети при этом должны выразить разные эмоции. Смелые ребята. Цель: снятие эмоционального напряжения, страхов. Описание игры: Дети выбирают водящего — он страшный дракон. Ребенок встает на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь меня, бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2—3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребенок спрыгивает со стула, превращается в маленького воробышка, начинает чирикать, «летать» по комнате Угадай кого не стало. Цель: развитие коммуникативных способностей. Описание игры: Все закрывают глаза, педагог выводит одного ребенка из комнаты. Дети должны догадаться, кто вышел, и описать его, назвать ласковым именем.
Эхо Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативныхспособностей. Описание игры: Педагог. Я называю ваши имена, а вы, как эхо, повторяете их. Кто говорит? Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие. Описание игры: дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.
Угадай, кто это? Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Пожелание. Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.
Комплименты. Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Доброе слово. Цель: развивать умение выражать свое отношение, чувство к сверстникам. Описание игры: Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.
Закончи предложение. Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
Моя любимая игрушка…
«Чей голосок?» Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие. Описание игры: дети садятся полукругом, ведущий — впереди всех спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Можно ввести какой-либо персонаж и условные слова. Как всегда, воспитатель наравне с детьми участвует в игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.
Ласковое имя. Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
А я сегодня такой! Цель: научить использовать мимику, пантомимику в общении. Описание игры: дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и произносит фразу «А я сегодня вот такой (ая)!», сопровождая ее каким-либо действием и мимикой, отражающими его настроение. (Например, ведущая улыбнулась и развела руки в стороны.) Все дети повторяют это движение и мимику, произнося: «Мария Ивановна сегодня ВОТ ТАКАЯ!» Затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает Как говорят части тела. Цель: учить невербальным способам общения. Описание игры: воспитатель даёт ребёнку разные задания. Покажи: · как говорят плечи "Я не знаю”; · как говорит палец "Иди сюда”; · как ноги капризного ребёнка требуют "Я хочу!”, "Дай мне!”; ·как говорит голова "Да” и "Нет”; ·как говорит рука "Садись!”, "Повернись!”, "До свидания”. Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.
Зоопарк. Цель: развивать невербальные способы общения. Описание игры: каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребёнок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.
Сделай подарок. Цель: знакомить детей с невербальными способами общения. Описание игры: педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет "в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга. Вопрос – ответ. Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.
Прощай. Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации. Описание игры: дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.
Здороваемся без слов. Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
На мостике. Цель: развитие ловкости, способности прогнозировать ситуацию, соотносить свои действия с действиями партнера для достижения общей цели. Описание игры: перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый делит детей на две группы и разводит в разные стороны. Предлагает представить такую ситуацию : дети находятся по сторонам горного ущелья и им необходимо перебраться на другую сторону, а для этого есть только узенький мостик. (на полу чертится полоса шириной 30-40 см). по мостику могут пройти только два человека одновременно навстречу друг другу. Участники разбиваются на пары и двигаются навстречу. Тот кто заступит за черту выбывает из игры (упал в ущелье). Успешное окончание игры можно считать лишь в том случае, когда ребенок уступил дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.
Музыкальные объятия (обнималки) Цель: дети прыгают под музыку по залу. Описание игры: когда музыка прекращается, каждый ребенок кого-то крепко обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова прыгают по залу (можно с партнером, если хочется). При следующей паузе объединяются 3 человека, до тех пока не образуется одно большое объятие.
Возьмёмся за руки, друзья. Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека. Описание игры: педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.
Раскрасьте правильно. Цель: развитие внимания и наблюдательности, умения договариваться. Описание игры: дети работают парами. Необходимо раскрасить рисунок по образцу вдвоем (т.е. между детьми ставится ширма). Один ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами. Робот.
Описание игры: дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.
Удержи предмет. Цель: развивать способность к согласованности действий с партнёром.
Змея. Цель: развивать навыки группового взаимодействия.
Паровозик. Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других. Описание игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.
Заколдованная тропинка. Цель: научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам. Описание игры: один из детей– ведущий. Он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут. Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в ёлочку. Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
Я хочу с тобой подружиться. Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми. Описание игры: Из участников игры выбирается водящий‚ который произносит слова: «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.
Встаньте, все кто… Цель: сплочение, установление доверительного контакта между детьми. Описание игры: дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Говоря: «Встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать игрушки, кататься с горки и т.д.» Дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.
Радио. Цель: развитие внимания к сверстникам. Описание игры: дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, сережки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.
Хромой ведет слепого. Цель: установление доверительного контакта между детьми. Описание игры: хромому подвязывают ногу веревкой. У слепого глаза завязаны повязкой. На полу — газетные обрывки («трясина»), стулья («препятствия»). «Хромой» должен провести «слепого» так, чтобы тот не попал в трясину и не наткнулся на препятствия. После игры оговариваются ощущения «слепых».
12 января 2020 в 16:58
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.